Что нам готовят к местным выборам? Страсти вокруг открытых списков

2576

Старт местным выборам дан. А если и не старт, то ощутимый толчок, придающий ускорение процессу. Президент не только анонсировал проведение выборов на конец октября, но и заявил, что они должны, ни много, ни мало, «завершить процесс демократизации страны». Спору нет, такую демократизацию завершать надо, и чем скорее, тем лучше. Теперь же дело за малым: нужен закон о местных выборах по открытым спискам. Его, по словам Порошенко, ждет общество.

Не знаю, как с обществом, а спикер Гройсман ждет этот закон так долго, что устал предсказывать его принятие. В феврале спикер прогнозировал, что рабочая группа разработает закон до конца апреля, а принят он будет в мае. Принятие нового закона до конца мая пророчил и лидер президентской фракции Луценко. Не угадали оба. Еще раз в роли Ванги Гройсман попробовал себя в прошлый вторник и предсказал принятие закона на минувший четверг. Снова осечка.

А тем временем законопроект готов и терпеливо дожидается своего часа. И не один, а аж целых четыре. И все с теми самыми открытыми списками. Ну, или не очень открытыми. Насколько эти законопроекты помогут обновить местные элиты и положить конец поднадоевшему главе государства процессу демократизации, нужно разбираться. А для этого сначала понять, что же такое открытые списки, и в чем их волшебная сила.

Списки открытые и не очень

Тут все просто. Списки называются открытыми, если избиратели имеет возможность не только голосовать за перечень кандидатов от какой-либо партии, но и своим голосованием влиять на расстановку людей в списке. То есть определять, кто из партийной команды войдет в число депутатов, а кто переместится в хвост списка и в итоге окажется за бортом. Именно за это качество систему открытых партийных списков всячески расхваливают, ведь она помогает сформировать выборный орган, наиболее соответствующий предпочтениям избирателей. При этом, кстати, на уровне сельских и поселковых советов во всех проектах остается старая добрая мажоритарка, и всех это устраивает.

Все четыре законопроекта говорят о выборах с открытыми списками, но подходят к решению этой проблемы по-разному. Так Юлия Тимошенко с группой единомышленников предлагает дать избирателям возможность выбирать по открытым спискам депутатов районных, городских и областных советов, но при этом первая пятерка списка остается для избирателя неприкосновенной. Мало того, после выборов партийные организации проводят свои конференции и сами определяют, кто из кандидатов победил на выборах, а кто нет. Шансы на принятие закона в таком виде минимальны не только потому, что его предложила Юлия Владимировна, но и потому, что есть проекты поинтереснее.

Экспертная демократическая общественность из упомянутой Гройсманом рабочей группы напряглась и смогла выдать на-гора законопроект, который сейчас считается фаворитом. На выборах в областные советы и советы всех городов, где избирателей 90 тысяч и более, бюллетень будет выглядеть очень просто: две пустых клеточки, в одну из которых нужно поставить номер партии, а в другую – номер понравившегося кандидата от этой партии. Все названия партий и фамилии кандидатов с соответствующими номерами можно найти на стенах избирательного участка. Долго искать? Пожалуй, но считать членам комиссий придется еще дольше. А потом менять расстановку в списке каждой партии всех кандидатов, которые набрали больше трех процентов голосов сторонников партии, и выстраивать их по новому ранжиру. Однако как-то такая система работает, например, в Эстонии, медлительность жителей которой вошла в анекдоты.

По той же схеме предлагается выбирать депутатов в советы областных центров и прочих городов с более чем тремястами тысячами избирателей в законопроекте депутата Федорука. Для советов других уровней предусмотрены различные варианты мажоритарной системы – одномандатная в городах с меньшей численностью населения, селах и поселках, и многомандатная в районных и областных советах. Сам депутат Федорук еще с советских времен возглавлял город Черновцы. Черновцы – это Яценюк, а Яценюк – это «Народный фронт», во фракцию которого Федорук и входит в парламенте. Так что, при всем необъяснимом многообразии избирательных систем, предлагаемых для разных советов, законопроект может найти свою базу поддержки в парламенте.

Реализация или профанация?

Но наиболее забавно с принципом открытых партийных списков обошлись в четвертом законопроекте, внесенном депутатом Денисенко с коллегами. Тут никаких циферок никуда ставить не нужно, достаточно обойтись привычными галочками или крестиками. Область, район или город делится на округа, в которых по одному кандидату выдвигает каждая партия или блок (кстати, это единственный законопроект, упоминающий блоки). Вот напротив фамилии понравившегося кандидата и нужно ставить галочку. Но при чем тут списки? – может воскликнуть подкованный избиратель, - это же чисто мажоритарная система! Вот округа, а вот кандидаты, которые на них соревнуются, ведь так?

Так, да не так. Дело не в том, как будут голосовать, а в том, как будут считать. Сначала, независимо от результата отдельного кандидата на отдельном округе, отсекут тех, чьи партии и блоки не набрали 5 или 7 процентов по области, городу или району в целом. Потом сформируют депутатский корпус. В зависимости не от того, кто победил на том или ином округе, а от того, кандидаты какой партии сколько процентов суммарно набрали на выборах в совет. Но при чем тут открытые списки? – снова может воскликнуть тот же избиратель, - я же не могу влиять на расстановку кандидатов в партии, мне от партии предлагается всего один кандидат!

Да, это так. Пожалуй, высказанный Порошенко и Гройсманом критерий необходимости открытых списков здесь не соблюден. Но это вовсе не означает, что на судьбе этого законопроекта можно ставить крест. Во-первых, депутат Денисенко, внесший с коллегами законопроект, входит в «Блок Порошенко», во-вторых, упомянутые коллеги входят в тот же блок и в партию Ляшко, а одна даже в «Народный фронт». В-третьих, поговаривают, что к разработке именно этого проекта приложили руку юристы из президентской администрации, в-четвертых, о нем благосклонно отзывались некоторые парламентарии из «Оппозиционного блока». А что, до принципа открытых списков, так его совсем несложно исказить до полного окарикатуривания. Тот же Гройсман сказал недавно, что открытые списки важны, прежде всего, потому, что дают возможность «голосовать как за политическую партию, так и за конкретного кандидата, за человека, которому мы персонально будем доверять». За партию в лице кандидата при таком законе голосовать можно? Можно. А за человека, как представителя партии? И подавно. Так каких вам еще открытых списков?

Если же не найдется желающих для поддержки хотя бы одного из проектов, к вашим услугам действующий закон, по которому одна половина совета избирается по закрытым партийным спискам, а вторая – по мажоритарным округам.

Игорь Гридасов