Четвертая попытка Гройсмана. Харьковские хроники

3495

В спорте для достижения определенного результата дается три попытки. Политика сфера деятельности с более гибкими правилами. Премьер-министр Владимир Гройсман в течение 2017 года приезжает в Харьков четвертый раз.

Четырежды гость – это, конечно же, не четырежды герой Советского Союза. Хотя любители игры в числовые совпадения при желании могут вывести какие-нибудь закономерности.

В феврале Гройсман проделал маршрут: завод имени Малышева – ХАЗ – студенты – совещание.

В марте – спасал Балаклейский арсенал.

В апреле – опробовал на прочность харьковский метрополитен, совершив VIP-поездку.

В сентябре первый министр прибыл в Первую столицу с новой программой, по большей части изрядно напоминающей хорошо забытую старую. Завод (даже два – «Турбоатом» и «Электротяжмаш») – презентация свежего асфальта – совещание.

В качестве исключительно грамотного шага премьерской команды следует отметить появление главы кабмина на «турбинке» аккурат в день подписания договоров с производственными партнерами, которые, как уверяют эксперты, обеспечат предприятия заказами на ближайшие несколько лет. В начала позапрошлого века во Франции бытовала поговорка: где Наполеон, там – победа. Бонапарт был действительно неплохим боевым командиром, но как политик – не очень. Потому что к по-настоящему мудрому государственному деятелю применимо обратное изречение, так как они, как правило, появляются в том месте, где некий позитивный результат уже достигнут, дабы исполнить роль свадебного генерала, но с таким лицом, словно его вклад в мероприятие куда весомее, нежели самих брачующихся. К тому же турбиностроение – куда более сложная с драматургической точки зрения история, нежели открытие полсотни метров асфальтированного покрытия. Хотя и асфальт также был включен в основную программу, так как действующий премьер позиционирует себя в качестве пионера отечественного дорожного строительства.

Логика событий последних месяцев подсказывает, что глава кабмина должен был еще раз обратить внимание на харьковских авиастроителей. Да, в широких народных массах существует предубеждение, что снаряд в одну и ту же воронку два раза не попадает. Однако в век компьютерной точности подобные высказывания неактуальны.

Во время февральского визита премьер выступил в тоге авиаспасителя, заявив о создании программы развития отрасли до 2020 года и о необходимости завоевания новых рынков.

Собственно премьеру предстояло бы ответить всего на три вопроса:

Первый. Каков эффект от программы?
Второй. Где новые рынки?
Третий (резюмирующий и, в некоторой степени, риторический). Где самолеты?

Напомним, что в 2016-м страна едва ли не впервые за все время существования не выпустила ни одного самолета. В нынешнем году производство, скорее всего, будет стремиться к тому же показателю.

Но людей, которые занимаются стратегией, не продуктивно отвлекать на тактические вопросы. Поэтому в этот раз премьер занялся не отдельной отраслью, а всем машиностроением в принципе. Чему и было посвящено заседание, которое, вне всякого сомнения, войдет в историю, как «Четвертое харьковское совещание с Гройсманом».

Основные премьерские месседжи можно сформулировать, даже не заглядывая в стенограммы творческой встречи (так как главное позитивное качество ответственного политика – предсказуемость).

Например.
«Машиностроение – это та отрасль, которая должна стать основой основ, для чего будут приложены все усилия вышестоящих органов».
«Мы должны завоевывать новые рынки и сделать все для того, чтобы продукция реализовывалась на украинских рынках».
«Машиностроение и популизм - несовместимы».

И всему вышеперечисленному премьер пообещает поддержку. Или гарантирует. Или обеспечит. И следует сказать: самое время.

Наиболее красочными иллюстрациями состояния отечественного машиностроения, пожалуй, являются сокращение производства автомобилей за последние три года в 10 раз и рассказы министра инфраструктуры Омеляна о том, что собственное производство железнодорожных составов куда-то исчезло, поэтому вся надежда на аналогичную технику, списанную в ФРГ, которая по своим характеристикам лучше, чем отреставрированная отечественная.

Здесь можно было бы уже опускать занавес, если бы не дорога Чугуев-Меловое, которую резкое изменение геополитических раскладов в последние годы превратило в стратегическую магистраль. Можно сколько угодно конструировать политические параллели и рассказывать, что если бы Ангела Меркель постояла у каждого асфальтоукдадчика в Бундесрепублике хотя бы минуту, ей бы более ни на что не хватило бы времени. Но великие люди как раз и отличаются от заурядных умением вникать в бытовые подробности. К тому же, как показала недавняя инспекция контрольно-пропускных пунктов вьезда-выезда в Донецкой и Луганской областях, качество исполнителей таково, что если не стоять у них над душой, то они даже уборной кабинки не построят. А если и построят, то без актуализации момента чуткого руководства наслаждение от результатов созидательного труда будет не столь осязаемым.

Дмитрий Михайлов