Цепной пес Порошенко или френдЮЛЯ. Who is мистер Аваков?

3099

Министр внутренних дел Арсен Аваков, практически исчезнувший из медиапространства персонально, регулярно всплывает в комментариях политэкспертов, причем в самых неожиданных ипостасях.

Если в начале министерской карьеры бывший харьковский губернатор фигурировал в новостных сообщениях по большей части как главный претендент на отставку, то в последнее время угол зрения специалистов на его персону радикальным образом изменился. У министра внутренних дел были выявлены президентские амбиции, а так как досрочных выборов не предвидится, да и срочные под вопросом, то, чего уж там, и диктаторские. Подвизавшийся на громких разоблачениях нардеп Лещенко пару раз с нажимом намекал на якобы способность министра к совершению государственного переворота и узурпации власти, но его «политические предупреждения» ушли как вода в песок.

На днях появились не менее любопытные версии развития творческой биографии министра.

Политолог Дмитрий Корнейчук решил, что «Аваков станет цепным псом Порошенко против его врагов». А издание «Главком» выступило с развернутым текстом под заголовком «Страшний сон Порошенка. Аваков повертається до Юлі?»

Как говаривал персонаж одной из культовых кинолент Данелия: «О, сюжет!»

Сравнение главы силового ведомства с цепным псом, как минимум, указывает на смелость аналитической мысли, а приведенные в качестве доказательств логические построения должны неопровержимо подтверждать, что все именно так и будет. «Дело Трояна» и угроза отставки – два крючка, на которые президент подцепил министра и сможет манипулировать им вплоть до поручения заданий особой щекотливости.

Под «Делом Трояна» подразумевается распространение с месяц назад информации о том, что замминистра внутренних дел Вадим Троян якобы попался на крупной взятке с поличным. Но по всем внешним признакам дело завершилось взрывом мыльного пузыря. Да и не настольно Троян близкий родственник министру, чтобы  последний хватался за валидол. На его гипотетической посадке попытались бы подмолотить рейтинговых очков, презентовав общественности факты невиданного доселе очищения в общем и целом сплоченных рядом. И не более.

Гораздо более крепким на вид крючком могла бы выглядеть «история с рюкзачками», к которой специалисты по формированию информационного пространства подвязывали Авакова-младшего, но это дело прошлое и забытое, как слепотрастовый офшор.

Факты, подтверждающие сближение Авакова и Тимошенко, не менее неопровержимы, потому что «ближайшие соратники главы МВД не отрицают вероятного объединения сил с главным противником Порошенко». В данном случае «картина маслом» выглядит не менее живописной, а для министра, казалось бы, более привлекательной: Тимошенко - президент, Аваков – премьер. Правда, для этого последнему пришлось бы пережить процедуру, детально описанную в народной эпической трилогии «Возвращение блудного попугая». Особое изящество подобному раскладу придает внедрение в политический обиход термина «дуумвират» (не путать с тандемом).

Тема дуумвирата настолько назрела, что некоторые наиболее смелые составители политических прогнозов пытались «поженить» генпрокурора Луценко с главой СНБО Турчиновым. Учитывая, что политические союзы от отечественного производителя строятся по принципу не с кем дружить, а против кого дружить, возможны абсолютно любые объединения, даже Петлюры с Пилсудским. Хотя не следует забывать и старинную поговорку, где два украинца, там три гетмана. Ситуативный триумвират – Кличко, Яценюк, Тягнибок - мгновенно распался, как только запахло реальной властью и близостью к государственным ресурсам.

Говорить о возможности создания некоего президентско-премьерского дуумвирата тоже можно лишь с большой долей условности. Формальный переход к парламентско-президентской республике практически ничего не изменил в управленческой системе. Опыт дважды камикадзе Яценюка как бы намекает на крайнюю зыбкость политических позиций главы правительства, который за недостаточно конструктивное поведение может быть в любой момент отправлен в политическое небытие.

Современная ситуация в политическом кружке отличается крайней степенью неисповедимости путей карьерного роста. Если бы с год назад кто-либо сказал, что Илья Кива возглавит социалистическую партию, это было бы воспринято как строки из романа в жанре альтернативной истории. Поэтому действующий министр внутренних дел с равной степенью вероятности может присоединиться к любому союзу, вплоть до «Меча и орала», - использование раскрученных брендов, например, в состоянии политического цейтнота может быть достаточно эффективным. Не менее любопытными представляются иные наблюдения. «Перетягивание Авакова» является одним из наиболее ярких напоминаний о резком дефиците кандидатур в харизматики нового времени. То, что четыре года назад представлялось настоящей кадровой революцией в среде управленческой элиты, оказалось не более чем взбалтыванием содержимого политической бочки.

Все, кого хоть с какой-либо долей вероятности можно было отнести к младореформаторам, имеют настолько незначительный вес, что даже собранные в одно время в одном месте вряд ли смогли бы склонить хоть какие-то чаши на политических весах.

Кого, к примеру, может пронять заявление «Мустафа Найем станет «цепным псом» Порошенко против его врагов – политолог»? И даже сообщение «Гончаренко возвращается к регионалам» не тянет на «страшный сон Порошенко». Поэтому при попытках ответить на вопрос «Кто здесь в харизматики крайний?» у представителей экспертного сообщества особо оригинальных ответов не находится.

Дмитрий Михайлов