Блок ада

3538

Полдень 20 сентября – время «Ч», призванное войти в альтернативную историю страны как начало локального апокалипсиса для отдельно взятых регионов. Товарная блокада Крыма, о необходимости которой твердили все, кому не лень, свершилась. Мероприятие, как пишут в дежурных пресс-релизах, проводится по инициативе народных депутатов Мустафы Джемилева и Рифата Чубарова. И с молчаливого согласия президента и главы Кабинета Министров.

За счет нехитрых манипуляций понятиями удалось добиться более-менее приемлемой для целевой аудитории идеологической формулировки, обосновывающей необходимость блокады: «Хватит их кормить». Довольно дремучий совковый мем, ставший в свое время одним из центральных болтов пропагандистской машины регионального патриотизма, остается актуальным и в эпоху жестких рыночных отношений. Хотя на бытовом уровне вроде бы все понимают, что никто никого не кормит: во всяком случае, ни у кого не возникает мысль называть продавца в магазине кормильцем.

Частью блокадной легенды стали рассказы организаторов о том, что проживающие в Крыму представители крымско-татарского народа обращались к ним с требованиями перекрыть доступ на полуостров товаров, электроэнергии и воды из материковой Украины. Сами крымские татары готовы жить без водоснабжения и электричества, а их природная склонность к занятию сельским хозяйством защитит их от дефицита пищевых продуктов. Но поскольку никаких социологических исследований никто не проводил, данный вопрос следует отнести скорее к области веры, нежели научного знания.

Заворачивать фуры с товарами начали с опережением графика. Перед пытавшимися проскочить в самый последний момент уже с шести утра зажегся красный свет. Сообщения с непропускных пунктов напоминали сводки с полей. «14-00. Чаплинка. Отправили первую фуру назад. Вторая ушла сама. С почином. Осталось еще немногим больше ста», - отписался в бложике один из активистов под виртуальные аплодисменты читающей публики. Всего, по оценкам участников событий, на подходах к полуострову в первый день скопилось несколько сотен грузовиков. Подвизавшиеся на перевозке макарон могли смело отнести себя к разряду счастливчиков. Овощеводам повезло меньше: возвращение в пункты постоянной дислокации фур с тоннами начавших бродить помидоров – это именно то, что завистливые конкуренты могут пожелать аграриям.

Габон головного мозга

Организаторы блокады рассчитывают, что ограничение доступа украинской продукции на крымский рынок вызовет товарный голод, следствием которого станут пустые полки, брожение народных масс и социальный взрыв. Межнациональные конфликты – поскольку нетатарское население будет крайне возмущено требованиями со стороны крымских татар «отключить» свет, воду и продукты – станут дополнительным фактором дестабилизации обстановки в тылу у агрессора.

Однако блокадная история, подаваемая едва ли не как индикатор патриотического воспитания, оказалась нашпигованной противоречиями, как булка изюмом.

По версии ряда активных сторонников акции, перекрыть доступ украинских товаров в Крым следует еще и потому, что их доля на полуострове составляет порядка 5-10%, а основная масса товаропотока направляется на территорию Российской Федерации. А это полностью противоречит идее организации товарного голода именно в Крыму. Вряд ли некурящий человек очень расстроится, если около его дома снесут табачный ларек. Впрочем, требовать логики в вопросе революционной целесообразности – все равно, что играть в шахматы с голубями.

Также за рамками формальной логики следует оставить попытки нанести урон неприятелю, фактически лоббируя интересы его производителей посредством зачистки рынка от украинских товаров. Сколь ни парадоксально, но с той стороны линии фронта звучат точно такие же лозунги: «Хватит кормить».

Секретарь Союза предпринимателей пищепрома Ростовской области Владимир Меньшиков заявил буквально следующее: «Хватит кормить конкурентов и поддерживать их производства, у нас у самих есть что предложить нашим гражданам. По результатам предстоящего месяца с начала так называемой блокады президиум Союза рассмотрит перспективу материального премирования Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева за вклад в развитие малых и средних предприятий Ростовской области».

Заявление крайне неприятное и в какой-то части даже издевательское, но если исходить из общеизвестного факта, что в 21 веке не покупатель гоняется за товаром, а товар за покупателем, то первым в очереди на звание пострадавшего окажется именно украинские производители. И судя по тому, что зная за две недели о времени и месте блокады, торговцы все равно прислали свои фуры, терять заработки в угоду участникам политических акций они пока не готовы. В противном случае они бы не стали понапрасну палить бензин или прислали бы грузовики не с овощами, а с транспарантами.

Легкое несоответствие акции законам Украины не смущает даже правоохранителей, которые прибыли на место событий обеспечивать проведение блокады без столкновений представителей заинтересованных сторон (через социальные сети массово начала распространяться информация о том, что грузовики будут пробивать себе дорогу силовым способом). То, что подобные мероприятия имеют невысокий уровень законности, каждый может проверить на себе, перекрыв точно с такими же целями точно такие же трассы в Черниговской, Сумской или Харьковской областях, и оценить реакцию властей.

Антология украинских недореформ

Теоретически блокада создает новую площадку для рэкета и коррупции. Ряд комментаторов уже начали описывать дальнейшее развитие событий с интонацией и в лицах. На границе товар выкупается по заниженной цене и перегружается на транспорт, прибывший из Крыма, то есть становится уже как бы «неукраинским». Организаторы «мирной акции» получают стабильный высокий доход фактически из воздуха, правоохранители – мзду за крышевание (что при желании можно также подать как одно из важных направлений социально-экономического развития: благосостояние части народа растет, а, следовательно, и страна в целом богатеет). Якобы для этого-то и будут использоваться хабы, создание которых анонсировал Чубаров в первый день стояния. Но поскольку Украина занимает всего лишь 142-е место по уровню коррупции (то есть далеко не самое последнее: в мире только членов ООН - 193), то развитие ситуации именно по такому маршруту представляется крайне маловероятным. К тому же хабы будут создаваться именно для того, чтобы уберечь от возможного товарного дефицита граждан Украины, проживающих на территории Крыма. Очевидно, инициаторы идеи представляют себе развитие событий следующим образом: «Мама, я хочу мороженое», - говорит девочка из Симферополя. «Не вопрос, - отвечает мама, - сейчас сгоняем в Херсонскую область, отоваримся в тамошнем хабе».

Ну и, наконец, несомненный интерес для социобиологов представляет поведенческая линия президента и премьер-министра. Поддержкой самой идеи прекращения экономических связей с Крымом в первую очередь могли бы стать соответствующий указ главы государства, постановление Кабмина или проведение через Раду специального закона (с законодательной инициативой могут также выступить и любые народные депутаты, в том числе и организаторы блокады). Но, очевидно, позиция «над схваткой» может принести большие дивиденды первым лицам государства. Последние года полтора показали, что наименьшее количество вопросов из сферы социально-экономической деградации возникает именно в условиях чрезвычайщины. При вялозатихающем конфликте на востоке появление нового очага напряженности если не приветствуется с высокой трибуны, то и не вызывает особого противодействия. Дополнительный интерес предоставляет возможность подвесить на крючок любого из членов политического клуба, поскольку юридическая непрочность подобных массовых акций позволяет при желании качнуть чаши весов Фемиды в любую сторону.

Но на сегодняшний день пока не это главное. Часть целей блокады уже достигнута. Местным производителям четко указано, что достаточно влиятельные силы заинтересованы в перемене правил игры. А из-за линии фронта доносятся голоса о том, что напуганные блокадой цены панически поползли вверх. И даже если ожидания гуманитарного коллапса в стане агрессора окажутся завышенными, встроившиеся в заданные русла информационные потоки успешно справятся с созданием необходимого формата виртуальной реальности.

Фото: www.20khvylyn.com

Андрей Кравченко