Бэтмены Гройсмана

3497

Мастера политического прогнозирования, отправлявшие анонсы создания спецотрядов по борьбе с контрабандой в исполнении премьера Гройсмана в корзину бесперспективных обещаний, явно поторопились.

Не прошло и полутора месяцев, как, если не взорвавшее, то изрядно потрепавшее новостные ленты заявление главы Кабмина, нашло воплощение в постановлении «О вопросе противодействия незаконному перемещению товаров через государственную границу», предусматривающем создание 20 «совместных групп» по противодействию контрабанде под руководством Межведомственного целевого центра (эМ-Цэ-Цэ). То есть случилось то, что в народе называется «мужик сказал – мужик сделал», а в сфере государственного менеджмента – реализацией взятых (под воздействием самых разнообразных факторов) обязательств.

Появление данного документа радикальным образом меняет соотношение сил в противостоянии с незаконным перемещением товаров через кордон. Если ранее на данном поприще повышенным уровнем активности выделялись гроза «ореховой мафии» одесский губернатор Михеил Саакашвили, поднявший знамя борьбы за сужение кормовой базы для «налоговых белок», и задекларировавший свое негативное отношение к контрабанде табачных изделий глава Закарпатья Геннадий Москаль, то теперь к ним добавился премьер-министр с 20-ю антикоррупционными бригадами. (И персонаж знаменитого фильма Юнгвальд-Хилькевича, произнесший фразу «Галантерейщик и кардинал – это сила» был, несомненно, прав, указывая на повышенный уровень эффективности объединенных усилий).

Не подобраны еще персоналии, способные возглавить борьбу с вывозом древесины (Кабмин вроде бы запретил вырубку, но как показывают данные аэрофотосъемок карпатских лесов, распространяемых сетевыми изданиями, правительственное мнение игнорируется ускоренными темпами), а также – с контрабандой янтаря. Не далее как 14 июня пограничники отрапортовали об успешном проведении спецоперации, результаты которой свидетельствуют не только о бдительности органов, но и о размахе деятельности контрабандистов. На Волыни пограничники с СБУ тормознули целый самолет АН-2, груженый янтарем, сигаретами и оружием для польских товарищей.

Один из комбатов-депутатов (называть его не станем, поскольку он и поныне ходит в униформе, что, очевидно, указывает на специальный статус его деятельности) подвизался было на блокировании движения фур и ЖД-составов между контролируемыми и неконтролируемыми территориями Донецкой области, но вскоре, судя по публичной риторике, отошел от этой работы. Так что черных дыр и белых пятен на линиях разграничений хватает.

Два года реформ. Результаты есть, просто денег нет

Заметной удачей уже на старте стала плодотворная работа с командой премьерских спичрайтеров, результатом которой стало исчезновение из антиконтрабандной риторики слегка дискредитировавшего себя еще во времена самодержавия термина «Черная сотня». По версии ряда политтехнологов, неудачная вывеска может подорвать репутацию любого заведения (например, авторы аббревиатуры БПП не предусмотрели такой вариант ее расшифровки как «Блок панамских патриотов»). Если есть необходимость в образности, то для сравнения подошел бы тоже высокомобильный, но цивилизационно близкий и собравший преимущественно положительные отзывы о своей деятельности Бэтмен.

Многоэтапность процесса реализации идеи может указывать на достаточно высокий уровень серьезности намерений. Спусковым крючком стало громкое заявление Геннадия Москаля в начале мая об отставке в связи с саботажем его антиконтрабандистских усилий. Но еще до сигнала «три зеленых свистка» новоназначенный премьер начал понемногу ставить вопрос на ребро в том смысле, что, таможня, конечно, дает добро, но не все оно доходит до центрального бюджета. В сухих цифрах положение вещей выглядит следующим образом. В 2013 году таможня дала бюджету 145,3 млрд грн., в 2014-м – 135,7 млрд грн., в 2015-м – 202,3 млрд грн. То есть ситуация, как бы это поточнее выразиться, двоякая. В гривневой массе – вроде значительное увеличение: на 57 млрд грн. за два года. Хотя в условных единицах – не менее значительный спад, около 9 млрд долл.

Впоследствии, на волне обсуждений недоувольнения Москаля премьер уточнил сумму недоимки, заявив: «Если делать свою работу честно, то сможем получить от таможни дополнительно 50 миллиардов гривень». Как можно заметить, метод «если бы, да кабы» становится одним из доминирующих в риторике премьера, что указывает на четкое понимание наличия причинно-следственных связей между явлениями (если будет использован «колоссальный потенциал» и природные ресурсы при качественном управлении, средняя зарплата в Украине достигнет 1000 евро; если все будет хорошо, то через 10 лет Украины вступит в ЕС и так далее).

11 мая глава Кабмина отчитался об увольнении всех руководителей на таможне, пойманных на коррупции. «Вчера были уволены все руководители, по которым были зафиксированы такие позорные случаи. Думаю, правоохранительная система очень быстро даст ответ, на что нужно обращать внимание и нести ответственность за любые злоупотребления», - сообщил премьер, но фамилии пострадавших за нарушение заповедей в разделе «не укради и не возжелай ни вола, ни осла, и вообще ничего, что у ближнего твоего» не назвал. О реакции же правоохранительных органов тоже пока ничего не известно. Так что терзавший Клима Самгина вопрос «А был ли мальчик?» остается без ответа.

7 мая во время выступления в пункте пропуска «Краковец» на украинско-польской границе Гройсман установил сроки наведения порядка на таможне – три месяца. Осталось – один месяц и три недели. Как известно, сжатые сроки требуют экстренных мер. А посему мобильные бригады, в состав которых войдут представители фискальной и пограничной служб, а также полиции, получат доступ ко всем зонам таможенного контроля, в том числе в воздушных и морских портах. Работа «мобилок» также предусматривает полную фото- и видеофиксацию с целью предупреждения злоупотреблений. А учитывая высокий технический уровень контрабандистов, использующих, в частности, для незаконной доставки табачных изделий в сопредельные государства беспилотные летательные аппараты, вполне логичной мерой по борьбе за повышение таможенного урожая было бы вооружение спецгрупп и средствами ПВО.

Еще не все налоги введены

Следует отметить, что использование методов, которые во времена соцреализма обозначались емким понятием «чрезвычайщина», получили достаточно широкое распространение в современной практике преодоления разносортных негативных явлений. Только для борьбы с коррупцией за последние два года было создано шесть специализированных органов: Государственное бюро расследований; Национальное агентство по выявлению, розыску и управлению активами, полученными преступным путем; Антикоррупционная прокуратура; Национальное антикоррупционное бюро Украины; Национальное агентство по предупреждению коррупции; Национальный совет по вопросам антикоррупционной политики. И это еще без учета деятельности такого института как Уполномоченный правительства Украины по вопросам антикоррупционной политики, о котором сейчас мало кто вспоминает. К этому еще следует добавить принятие закона о люстрации, эксперимент с привлечением иностранных специалистов для работы в Кабмине и правоохранительных структурах и последнее назначение на должность генпрокурора. Отсутствие конкретных результатов говорит лишь о том, что реформаторские процессы в ряде сфер пребывают в состоянии накопления количества, которое в соответствии с нерушимыми законами теории вероятности, перерастет в качество (или нет). Исходя из этого, прогноз успешной деятельности новых мобильных групп смело можно расценивать как пятьдесят на пятьдесят (не исключено, что именно эти показатели были положены в основу расчетов суммы вероятного увеличения таможенных поступлений).

В принципе, в стране уже существуют органы, занимающиеся в силу своих полномочий контролем за ситуацией на госгранице – таможенная служба, пограничная и СБУ... И в каждом из этих органов существуют органы, призванные контролировать эти самые органы. (Пока, вроде, все не очень сложно). А ответом на недостаточный уровень компетентности вышеозначенных органов логически становится создание новых сверхорганов, что в корне опровергает устаревшую совковую установку: к каждому милиционеру проверяющего не приставишь. Получение же недостаточно положительного результата и в этом случае станет четким сигналом для дальнейшего развития специальных подразделений, например, по пути создания автомобильных групп, которые будут осуществлять надзор за мобильными, а при необходимости и аэромобильных, способных осуществлять анонсированные фото- и видеосьемку сразу за всеми участниками процесса с воздуха.

Андрей Кравченко