Аваков и переворот. Басня

2947

Вместо эпиграфа

…Мы ж не Хранция какая,
Чтобы смуту подымать!

(Леонид Филатов, «Про Федота-стрельца удалого молодца», 1985 год)

Отсутствие сколь-нибудь внятного проекта модернизации у действующей команды государственных топ-менеджеров стимулирует лучшие умы современности на составление прогнозов скорых кадровых перемен во властных структурах, произведенных, в том числе, и неконституционным способом.

Предсказания государственного переворота, который должен произойти вот-вот, ну, в крайнем случае, на днях, имеют давнюю историю, в которой успели засветиться нардепы Лешенко, Игорь Луценко, Каплин, беглый экс-кандидат в Президенты Украины Царев и журналист-диссидент Коцаба. Разновекторность данных персон практически исключает предварительные договоренности. Скорее стоит предположить, что витающая в воздухе идея пронзила несколько мятежных разумов одновременно, примерно, как закон Бойля-Мариотта посетил примерно в одно и то же время и ирландского натурфилософа Роберта Бойля, и французского физика Эдма Мариотта.

Крайний раз на теме оттоптался подвизавшийся на разоблачении «политической магии» Сергей Лещенко, сообщивший одному из телеканалов, что:

«Команда Арсена Авакова готовится к любым сценариям, в том числе, и к захвату власти. Сам министр внутренних дел готовится стать премьер-министром».

Фамилия действующего министра внутренних дел фигурирует и в иных вариациях предсказаний на госпереворотную тематику, что стоит рассматривать как признание коллегами и оппонентами наличия у министра выдающихся организаторских способностей и харизматических изюмин. Однако попытки пристроить именно данный политический персонаж на роль главного претендента в робеспьеры 21-го века вряд ли могут быть оправданными. Авторы подобных гипотез страдают общим недугом для всего местного политикума, а именно неспособностью двинуть сюжет политической драмы далее завязки.

Гуру драматургии утверждают, что в природе существует 6-7 основных сюжетов, не более: из грязи в князи, приключения Одиссея, перерождение героя из негодяя в ангела и тому подобное.

Количество модификаций государственных переворотов также ограничено. И практически ни одна не предусматривает участие условного министра внутренних дел. Наиболее ярким подтверждением тому может быть изучение уже наличествующих исторических примеров. Причем, следует сделать поправку на то, что с учетом патологического законопослушания министра действующего (а равно и его команды), речь может вестись только о некотором условном вымышленном персонаже, помещенном в некоторые гипотетические условия.

 

Заговор «сенаторов»

24 января 41 года несколько сенаторов, недовольных политикой Великого понтифика, императора, четырежды консула, четырежды трибуна и Отца отечества Гая Юлия Цезаря Августа Германика, более известного широкой публике под прозвищем Калигула, подкараулили последнего на выходе из театра и прервали его политическую карьеру с помощь колющих и режущих предметов. Основным выгодоприобретателем стал Клавдий Первый, провозглашенный новым императором Рима.

В отечественном варианте персоной номер один станет спикер парламента, что в некотором смысле могло бы усилить позиции одной из коалиционных партий и в том же некотором смысле укрепить положение министра внутренних дел, как представителя данной партии. Но выгода настолько косвенная, что ради нее вряд ли стоило бы затевать столь рискованное и столь уязвимое для критики со стороны оппонентов мероприятие.

 

Шведский вариант

В 1809 году Швеция вела войны с Данией и Российской империей. Не желавшие продолжения войны армейские части подняли мятеж и двинулись на Стокгольм. Король Густав IV Адольф пытался бежать из столицы к верным войскам, но был беспрепятственно арестован шестью офицерами. Война была завершена. Швеция отказалась от Финляндии и Аландских островов и из империи нового времени превратилась в среднее нейтральное европейское государство. На трон по договоренности с Наполеоном был избран французский маршал Бернадот. У официального Киева также накоплен богатый опыт приглашения иностранных специалистов, однако, условный министр внутренних дел снова оказывается на том же стуле.

 

Наполеон 3.0

2 декабря 1851 года президент Франции Луи Наполеон объявил о роспуске законодательного собрания. Противники этого решения, пойманные на баррикадах, расстреливались без особых формальностей.

Папа Пий IX прислал Наполеону свое благословение. Плебисцит, состоявшийся три недели спустя, поддержал переворот – 7,5 млн голосов против 640 тысяч. А в следующем году Наполеон провозгласил себя императором. Роль условного министра внутренних дел свелась к участию во всеобщем одобрямсе.

 

Пиночето-стайл

В перевороте 11 сентября 1973 года в Чили, в результате которого был убит президент Альенде, принимала участие сборная команда ВМФ, ВВС, сухопутных вооруженных сил и корпуса карабинеров (нечто наподобие национальной гвардии или внутренних войск). Штурм президентского дворца «Ла Монеда» проводился с привлечением танков и авиации. В течение месячного «осадного положения» были убиты или пропали без вести около 30 тысяч противников хунты. Несмотря на высокий авторитет Аугусто Пиночета как победителя леваков, у части украинского экспертного сообщества, применение его опыта на практике вряд ли будет воспринято с пониманием, прежде всего, в среде западных партнеров. Кроме того, как показал опыт предыдущих 26 лет, местный генералитет абсолютно не способен к самостоятельной политической роли.

 

Что там в Габоне?

18 февраля 1964 года офицеры вооруженных сил Габона свергли президента Леона Мба. По радио заговорщики призвали население сохранять спокойствие и заявили о сохранении профранцузского курса (до 1960 года Габон был французской колонией). Но президент Франции Шарль де Голль принял решение восстановить Мба на прежнем месте.

На следующий день, 19 февраля, французские десантники высадились в Либревиле, свергли временное правительство и вернули к власти президента Мба. Как демонстрирует габонский опыт, отсутствие договоренностей со стратегическим партнером может аннулировать результаты даже удачного переворота. Но в современных условиях, когда для кадровых перестановок стратегическим партнерам достаточно обратиться с убедительной просьбой, необходимость увлажнять собственную репутацию признанием переворотов для них полностью отсутствует.

 

Августовский путч

События августа 1991 года на территории бывшего Союза некоторые поздние эксперты начали трактовать как вариант переворота с использованием отвлекающего маневра. Некий комитет заговорщиков изолирует действующего президента (премьера, монарха, отца отечества – по ситуации). Но лидер сопротивления побеждает путчистов. Утратившее моральный авторитет – прошляпил, проворонил, отсиделся на даче – первое лицо возвращается из изоляции и сливается в политическое небытие. Благодарный народ вручает власть (при желании - с диктаторскими полномочиями) спасителю демократии. Совершенно непригодным данный вариант делает то, что в местном политикуме нет людей, способных самоотверженно и квалифицированно исполнить отвлекающий маневр в пользу третьих лиц.

 

Мораль сей басни будет такова. Отечественная школа моделирования ситуаций безнадежно отстала от отечественной школы политического вангования. Объемы представлений о том, что произойдет, в несколько миллионов раз превышают объемы понимания механизмов реализации спрогнозированных проектов. Как говаривали персонажи уже процитированного хрестоматийного произведения Тит Кузьмич и Фрол Фомич, «кабы схемку аль чертеж, мы б затеяли вертеж…», имея в виду, что ключевыми понятиями любого процесса являются чертеж и схемка.

Андрей Кравченко