Кто на что учился

3029

Вместо эпиграфа. И на цыганском факультете образованье получил (из песни).

Призрак доктора Зварича бродит по властным коридором. Очередного обладателя широких полномочий обвинили в распространении недостоверных сведений об образовании.

Скандал вспыхнул в результате поистине исторического для страны события – обращения министра экологии Игоря Шевченко к народу Украины. Исторического – потому что никогда еще за годы украинской независимости министры экологии не выступали со всенародными обращениями. Почему-то считалось, что это прерогатива президента, и.о. президента (была у нас и такая должность), на худой конец премьер-министра. Эфира у Шустера главный эколог дожидаться не стал и – чего уж там церемониться – выложил свое послание прямо на youtube. К сожалению, как это нередко бывает, первый блин вышел комом. Неудачное композиционное построение спича привело к тому, что вместо эффекта разорвавшейся бомбы получился выстрел новогодней хлопушки. Оратор разбил выступление на две части. Первая – «я получил образование в Йельском и Гарвардском университетах». Вторая – «руководство правительства имеет связь со всеми украинскими кланами и защищает их интересы». Одним из первых на обращение отреагировал народный депутат Лещенко, отписавшись на персональной странице в ФБ: «Может, тут и сказана правда о Яценюке - но зачем врать в первом же предложении о том, что ты закончил Йельский университет». Да «получил образование в университете» и «закончил университет» - это совершенно разные оттенки серого. Но в политике как в армии, никто не будет разбираться, то ли ты шинель украл, то ли у тебя украли. И ютубовский ролик министра выступил очередным красноречивым подтверждением истины: фильтры нужны не только для воды, но и для информационных потоков.

Зачем Шевченко вывалил совершенно не несущую в контексте магистрального месседжа никакой смысловой нагрузки информацию о своем образовании, непонятно. Очевидно, он предполагал, что люди, получившие образование в Йельском или Гарвардском университетах, вызывают у украинцев гораздо большее доверие, нежели бывшие студенты институтов физкультуры.

В стране победившей алкократии

Случай, к слову, в украинской политике далеко не единичный. Хорошо было во времена недоразвитого социализма. Сказал гордо «мы университетов не кончали» - и сразу на повышение. Тренд сегодняшнего дня – иметь сразу несколько корочек об образовании. Чем больше, тем лучше. Хорошо бы иностранные. Дело Романа Зварича, вошедшее в золотой фонд отечественного политического юмора под названием «Проффесор-2», стало одним из самых громких скандалов эпохи «любих друзів». Бывший министр юстиции рассказывал, что имеет некую степень с ксивой от Колумбийского университета. Но документ, то ли закатился куда-то под лавку, то ли имел гриф такой секретности, что постороннему глазу его показывать было нельзя.

О малоизвестном ныне политике экс-министре обороны Гриценко в свое время интернет-ресурсы писали, что его военное образование является не настолько высоким и глубоким, как он сам об этом рассказывал.

Бывший министр образования Табачник заявлял о том, что некоторые народные депутаты (еще седьмого созыва) сообщают неправдивые данные о своем образовании.

Но никто не умер. И даже не пострадал. Лишь экс-заместитель главы СБУ Кислинский вроде был «наказан» подпиской о невыезде.

Министру же Шевченко вообще переживать не стоит. Обвинения в якобы неправдивых сведениях об образовании - сущие пустяки по сравнению с тем, что ему инкриминируют некоторые парламентарии из правящей коалиции. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко (на всякий случай, учился в трех школах-интернатах, техникуме на тракториста и Харьковском педагогическом университете имени Сковороды) заявил, что Шевченко купил свою должность за 5 млн долларов.

Заявление настолько смелое, что фигурантам дела впору примерить ипостаси игроков в русскую рулетку. Тут, как говорят в Одессе, «или одно из двух». Или министра экологии следует отправлять на кичу за подкуп, или лидера Радикальной партии примерно туда же за клевету. Тем более что подобные заявления бросают тень на лидера фракции «Батьківщина», которую при таком раскладе можно рассматривать в качестве выгодоприобретателя. Ранее считалось, что Шевченко был выдвинут на пост министра по квоте данной политсилы. Впрочем, Юлия Владимировна (Днепропетровский государственный университет, инженер-экономист) данную версию категорически опровергла, заявив, что Шевченко был выдвинут от некоего неперсонифицированного гражданского общества.

Попытка министра экологии проделать «финт Наливайченко» оказалась изрядно смазанной. Да и, как показала история с увольнением главы СБУ, практика перехода в информационное контрнаступление не является эффективной. Если бы не скрупулезность нардепа Лещенко, заявление министра вообще могло бы оказаться погребенным в недрах ютуба под завалами няшных котиков, безбашенных экстремалов и прочих самородков.

Иные командиры министерств и ведомств, отставки которых требуют наиболее беспокойные парламентарии, продемонстрировали гораздо лучшее знание матчасти и решили доказывать свою компетентность и профессионализм, что называется, не словом, а делом. Справедливости ради, следует отметить, что у них на вооружении оказалось гораздо больше спецметодов, нежели у главного эколога страны. Ну здесь уж, как говорится, кто на что учился.

Сотрудники МВД организовали настоящую облаву на сепаратистов в Харькове. При участии бойцов одного из батальонов патрульной службы особого назначения были проведены обыски в 20 местах.

Министр внутренних дел Арсен Аваков (Харьковский политехнический институт, инженер-системотехник) тут же отрапортовал в Фейсбуке о ходе спецоперации и выложил фотоснимок вещественного доказательства – Кубок чемпиона смешанных единоборств с надписью «ДНР 2015» (тянет, как минимум, на пожизненное). Также были найдены несколько листовок и газет сепаратистского содержания. Несомненный успех операции является прямым подтверждением того, что министр на своем месте, и в отставку ему еще не пора.

Среди потенциальных отставников фигурировала фамилия генпрокурора Шокина (Украинская сельскохозяйственная академия и Харьковский юридический институт). Тем более что Генпрокуратура (хоть и на уровне папередников) была подвергнута уничтожающей критике и обвинениям в коррупции со стороны ныне опального экс-главы СБУ Наливайченко. Понятное дело, что без политической воли гаранта никакие перемещения, смещения и кадровые рокировки уже не пройдут. Но осадочек остается.

В таких условиях активизация антикоррупционной деятельности стала, выражаясь языком революционеров, настоятельным требованием политического момента. Обыск, например, в Киевском апелляционном суде мог произвести на общественность просто неизгладимое впечатление. По итогам проделанной работы Генпрокурор отрапортовал, что в кабинете судьи Чернушенко были найдены 6 тыс. долларов и 25 тыс. гривен плюс талоны на 14 тонн топлива. Эти цифры должны были потрясти телезрителя не менее чем лабораторного кролика, которого накрыли  ведром и стукнули куском рельсы.

Уже на следующий день судья Чернушенко, оправившись от шока, сформулировал хоть и аляповатую, но достаточно крепенькую версию: гривни – это моя зарплата за 2 месяца (просто не тратил), доллары накопил для оплаты услуг стоматолога, талоны на топливо вообще принадлежат приятелю, и совершенно непонятно, как прокуратура будет доказывать обратное. Точно так же, как непонятно, к какому месту прикладывать кубок чемпионов, найденный соколами товарища А… ах, какого министра внутренних дел. Хотя это не имеет никакого практического значения. Имиджевые мероприятия были проведены на высоком организационном и идейном уровне, оставив в сердцах благодарной публики гораздо более глубокий след, нежели десятки обращений к украинскому народу.

Андрей Кравченко