Что необходимо понимать о «декоммунизации»?
В начале сентября 2015 года киевская пиар-структура, Институт Горшенина, представила результаты собственного экспресс-опроса в Харькове. Говорить о полноценной социологической выборке не приходится, ибо узнали мнение всего 600 харьковчан, старше 16 лет. Но можно составить некоторое впечатление о настроениях харьковчан: против того, чтобы улицы, площади и скверы называли в честь «героев национально-освободительного движения» - 63%.
Вокруг так называемой «декоммунизации» наговорено много чего, в том числе и откровенного бреда. Но разбираться с этим явлением сегодняшней Украины – необходимо. Ключевые вопросы:
- как это произошло?
- что устанавливают эти законы?
- кто их «проталкивал»?
- чем объясняют необходимость «декоммунизации»?
- что реально хотят сделать идеологи этого процесса?
Как это произошло?
9.03. парламент принял четыре закона о «декоммунизации». К переименованию топонимических объектов имеют отношение два: «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» и «О правовом статусе и чествовании памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке».
Порошенко подписал эти законы, и они опубликованы 20.05.
Вспомним политический контекст происходящего.
Вдумайтесь: на Востоке страны – война. Ее наводнили беженцы и переселенцы. Работающей экономики нет, Украина - на содержании МВФ. Банкротство 58 банковских учреждений, 25% банковской системы. Резкий рост преступность. Яценюк дикими темпами, обгоняя «хотелки» МВФ, повышает тарифы на ЖКХ. Рост цен на газ и электроэнергию приводит к тому, что автоматически дорожает все остальное.
И в это время общество обязывают принудительно декоммунизироваться. Принудительно, ибо все законы Украины обладают характером всеобщности, т.е. обязательны для исполнения.
Мне представляется, что законы о «декоммунизации» были специально проголосованы именно в начале 2015 года. Во-первых, противостояли им минимально, ибо нынешняя парламентская оппозиция – самая слабая за все годы независимости Украины. Во-вторых, власть нуждалась в «раздражителе», на который можно было бы переключить внимание людей от ухудшения их социально-экономического положения. В-третьих, нынешние руководители Украины просчитали, что ее жители уже перекормлены негативом, а значит – «проглотят» и «декоммунизацию».
Что устанавливают эти законы?
Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики» уравнивает оба эти политических режима. Но самая опасная в нем – эта формулировка: «пропаганда комуністичного тоталітарного режиму – це публічне заперечення, зокрема через засоби масової інформації, злочинного характеру комуністичного тоталітарного режиму 1917-1991 років в Україні».
Что это означает?
Что учитель в средней школе, отец и мать в семье, положительно отвечая на вопрос ребенка, было ли сделано хоть что-то хорошее при советской власти – автоматически нарушают закон. Ибо утверждая, что позитивами времен СССР были, например, выигранная война против фашистской Германии или полет первого в мире человека в космос – становятся преступниками, которые «пропагандируют коммунистический тоталитарный режим».
В законодательстве многих стран мира очень мало таких формулировок, которые, если называть вещи своими именами, вводят цензуру даже в частное общение.
Закон «О правовом статусе и чествовании памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке» содержит длинный список организаций, членов которых все мы без исключения обязаны чествовать, как «героев».
Нашего мнения об этом никто не спрашивает, хотя кого называть героем, а кого нет – каждый в демократическом обществе решает сам.
Зачем это делалось?
Это – часть нынешней государственной политики. И ее надо называть своими именами - насильственное изменение идентичности нынешних поколений украинцев. Каждый, кто находит здравое и героическое в истории СССР, помимо преступлений, присущих этому государственному строю, объявляется «совком», человеком с «советским менталитетом». Таких людей подвергают осмеянию, против них активно используют язык вражды.
Цель этой спецоперации: украинцы, признавая советский режим в собственной стране «преступным», должны и осудить, и стыдится его. Предлагается признать Украину колонией в составе СССР. Историю страны переписать, представив ее в националистическом варианте: украинцы якобы только тем и занимались, что боролись против советской власти, их в ответ прессовала Москва, а провозглашение независимости в 1991-м – триумф ОУН-УПА.
Безусловно, такой подход предполагает игнорирование фактов, забвение целых исторических эпизодов.
История УССР в составе СССР не вписывается в понятие «декоммунизации». Это сталинские репрессии до войны и после нее, это массовое выселение западных украинцев в Сибирь. Но это и период с 1964 по 1982 год, когда Советским Союзом руководил Леонид Брежнев, а при нем 12 из 18 членов Политбюро ЦК КПСС, высшего руководства СССР, были этническими украинцами.
Украина была полноценным совладельцем Советского Союза, а не «колонией преступного советского режима». Отрицать это - означает признавать, что украинцы времен Брежнева колонизировали сами себя, что является абсурдом даже в наши нынешние нелогичные времена.
Кто проталкивал ЗД?
Эта структура называется Украинский институт национальной памяти (ИНП). Ее возглавляет человек, которого зовут Владимир Вьятрович.
Процитирую американский журнал «The Nation», старейший политический еженедельник США, издающийся из 1865 года. 13.09. он опубликовал статью Джареда МакБрайда. Журналист остроумно называет Вьятровича «комиссаром исторической памяти, который пытается контролировать прошлое нации». МакБрайд точно сформулировал политическое кредо Вьятровича: «общее для него - неустанное стремление выгораживать украинских националистов от каких-либо нарушений, независимо от фактов».
Да, такова часть работы Вьятровича. Но, будучи человеком скромного ума, тот выдумывает и другие аргументы в пользу «декоммунизации».
Чем объясняют необходимость «декоммунизации»?
Вот происходящее в Щорсе Черниговской области. На официальном сайте ИНП находим слова Бутко, областного представителя Вьятровича: «Щорс воевал на командных должностях в воинских формированиях иностранного государства – Красной армии советской России против независимого украинского государства».
Бутко повезло, что Щорс – давным-давно покойник. Если бы тот ожил, то со всей пролетарской целесообразностью, при помощи маузера и шашки, доказал бы Бутко, что он - не меньший представитель украинского народа и его патриот, чем ИНП любимые бандеровцы. И Щорс имеет полное право на свои слова. Это не он воевал против войск кайзеровской Германии и их союзников-петлюровцев? А тогдашние немецкие войска находились на Украине с гуманитарной миссией или для территориальных захватов?
Вот фрагмент отповеди Щорса Петлюре: «новый пан гетман объявился — Петлюра. Продал галицийских селян польским панам, заключил с панами-помещиками мир. Продал Украину французским, греческим, румынским щукам, пошел с ними против нас — трудовых бедняков Украины. Скажи, Иуда, за сколько грошей продал ты Украину? Знай: не пановать панам больше на Украине! Мы, сыны ее, бедные труженики, голову сложим, а ее защитим. Да, мы братья русским рабочим и крестьянству. Твои же братья — польские шляхтичи, украинские живоглоты — кулаки, царские генералы».
Дело ведь ясное. Конфликт Щорса и Петлюры – мировоззренческое столкновение, типичное для гражданской войны в любой стране. Они по-разному понимали, кто их союзник, кто враг, и оба были готовы умереть за свои убеждения. А сегодня нам предлагают одного из покойников признать победителем в той давно прошедшей войне?
Еще один «очень оригинальный аргумент» ИНП в отношении Щорса: «Щорс, вопреки мифам о его украинском происхождении, по национальности был белорусом».
Эти слова - типичный этнический, националистический подход к истории. Кумир националистического движения Андрей Шептицкий, епископ Украинской Греко-Католической церкви, был по национальности поляком. Скажите, а полководцев Великой Отечественной войны, которые побеждали на фронтах Украины, мы тоже должны разделять по национальности? А как быть с тем, что 18 июля 1944 года дивизию СС «Галичину», состоявшую в основном из этнических украинцев, разгромили 3-я гвардейская танковая армия под командованием этнического украинца генерала Павла Рыбалко и 4-я танковая армия, которой руководил этнический украинец генерал Дмитрий Лелюшенко?
Уместно сказать, что Вьятрович и его люди, как наследники идеологических бандеровцев, не могут не исповедовать двойные стандарты. В Тернополе и некоторых других городах западной Украины есть улицы, названные в честь дивизии СС «Галичина». Выполняя закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики», их должны переименовать. Они содержат нацистскую топонимику, слова «СС Галичина». Почему же Вьятрович не ставит вопрос об этом?
Приведу еще один аргумент ИНП - мой любимый. Слова Бойко на слушаниях в городе Щорсе о том, что «провал инвестиционной политики» в Черниговской области «напрямую связан с отсутствием декоммунизации». Эти слова - тоже на сайте ИНП 16.09.
Вдумайтесь в этот бред. Не война на Востоке Украины. Не общая нестабильность в стране. Не многолетняя экономическая депрессия в аграрной Черниговщине, а «декоммунизация» – причина отсутствия инвестиций!
Каков интеллектуальный уровень этих людей?
Модель Киева и модель Харькова
Украина сопротивляется «декоммунизации» - по разным причинам. Кто-то интуитивно чувствует то, что я написал, но выразиться ясно не может. Бюрократы, и их можно понять, не хотят менять документы во всем населенном пункте.
Последнее, по-видимому, происходит в городе Комсомольске Полтавской области, жители которого на общественных слушаниях 17.09. решили название города не менять. Секретарь Комсомольского городского совета Светлана Калашник сказала, что «горсовет опрашивал население по поводу переименования. Среди вариантов нового названия звучали - Каскомольск, Христианск, Приднепровский и пр. Но 95% опрошенных высказались против переименования города".
То, что предлагает для Харькова ИНП, озвучил 18.09. в программе «Насправді» на телеканале «Симон» некий Александр Зинченко, советник Вьятровича. Понимая, что первая столица – не самый «бандеровский» город Украины, ИНП выбрал для него софт-вариант «декоммунизации»: возвращение к старым, дореволюционным названиям.
Я не ханжа, и считаю, что такой путь – да, он вполне возможен. Им пошли, например, в Артемовске, где решили вернуть его городу историческое название - Бахмут. В других политических условиях, не будь давления Украинского института национальной памяти по бандеризации нашей страны, с таким решением можно было бы даже согласиться – если жители города не против.
Но мы живем в реальных политических условиях, в которых моему родному городу, Киеву, в настоящее время предлагается не «декоммунизация», а «бандеризация». И я не могу сказать, что опыт, полученный в столице, все больше напоминающей галицкое село с метрополитеном, где не работает ни один завод – рано или поздно не распространят на Харьков.
Проанализируем факты из жизни столицы Украины.
На сайте Киевского городской государственной администрации находим, что улицу Щорса уже переименовали на улицу Евгения Коновальца.
Коновалец - первый организатор Организации украинских националистов. И агент немецкой разведки, так уж распорядилась история. Это находится за пределами понимания Вьятровича.
Помните слова МакБрайда, о том, что «комиссар исторической памяти неустанно выгораживает украинских националистов от каких-либо нарушений, независимо от фактов»?
Предвижу, что, прочитав этот текст, Вьятрович и его люди окажутся в психологическом состоянии, когда их переполнят эмоции. Они скажут, что я повторяю о Коновальце-агенте немцев московские байки.
Не трудитесь, господа. В Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе есть каталог, который известен под записью: George Kent. A Katalog of Files and Microfilmes of German Foreign Ministry Archives 1920-1945 (1962). Во всем мире этот архив для удобства и сокращения называют просто «German Foreign Ministry Archives». Найти его легко. Пареная репа и то сложнее.
Дальше делаем обычную журналистскую работу. Находим блок документов «German Foreign Ministry Archives», 1883 H; 425248-57, 425298-300, где содержится переписка Министерства иностранных дел Германии со структурой Альфреда Розенберга и немецкой разведкой Абвер, в которой дипломатическое ведомство просит коллег работать с Коновальцем более «скрытно и осторожно», чтобы это не вредило контактам с Москвой.
И это только одно доказательство. Надо будет, я еще напишу.
Надеюсь, архивы в Калифорнийском университете Вьятрович не объявит «провокацией Москвы»?
Предвижу и другой аргумент: а Щорс что, лучше, что ему улица «причитается»?
Вот мой контраргумент – наверное, есть люди, которым не нравится Щорс. А это повод называть улицу в столице именем агента немецкой разведки?
Вот еще два столичных переименования, которые пока готовят нам киевская власть и Вьятрович.
Бульвар Давыдова не нравится ИНП якобы потому, что этот человек, председатель исполкома Киевского горсовета в 1947-1963 годах, «был «одним из главных виновников Куреневской катастрофы». Это техногенное ЧП на киевском Подоле в 1961 году.
Катастрофа известная. Была ли в ней вина Давыдова? Только Давыдова? Я не знаю. Но мне предельно ясно – Вьятрович и его люди берут на себя непредусмотренные никакими законами Украины функции исторического суда. Более того, судилища поступков давно умершего Давыдова, который не может себя защитить.
Второй пример – из разряда вопиющих. В киевских Бортничах предлагают переименовать улицу Валентины Терешковой.
Чем не угодила УИНП легендарная женщина, летчик-космонавт? Улицы ее имени существуют во многих странах мира. Терешкова – не просто генерал-майор советской авиации. Она стала символом успеха земной женщины, герой феминизма своего времени. Женщины всего мира гордились ею. Она тоже – советский оккупант?
Подытожим.
Что реально хотят сделать идеологи этого процесса?
Насильственное изменение идентичности нынешних поколений украинцев имеет три последовательно реализуемые конкретные цели.
Во-первых, перефаршировать сознание граждан Украины, заставить их стыдится за то, что делали наши отцы и деды во время СССР.
Во-вторых, полностью переделать восприятие истории Украины самими украинцами. В идеале Вьятрович бы хотел, чтобы Бандера водружал Знамя Победы над Рейхстагом.
В-третьих, раз надо стыдится всего, что было позитивного в СССР, то нечего держаться за социальные стандарты того периода, крохи которых мы наблюдаем в современном законодательстве Украины – и еще меньше в реальной жизни. Следовательно, «декоммунизация» облегчает отказ нынешней власти от социальных устаревших и советских социальных стандартов.
И последнее. В своих многочисленных заявлениях ИНП не раз говорится, что «декоммунизация», мол, практически ничего не стоит в реальных деньгах, что для бюджетов разных уровней она – безболезненна.
Вот одно из решений на сайте Киевской городской государственной администрации:
«на останньому засіданні постійної комісії Київської міської ради з питань бюджету та соціально-економічного розвитку депутати підтримали проект рішення «Про перейменування вулиць, площ, провулків та проспектів у місті Києві».Проект рішення не потребує додаткового виділення коштів з місцевого бюджету, а кошти в сумі 199,9 тис грн. на відповідні заходи по заміні будинкових покажчиків (інформаційних табличок) виділятимуть безпосередньо балансоутримувачі зазначених будинків».
Вам надо объяснять, что «балансоутримувачі зазначених будинків» - это мы, киевляне, которые живут в этих домах? А скажите, 200 тысяч гривен не могли бы пойти на то, чтобы поправить асфальт во дворах?